Контакты

Кто первым покорил луну. Первый полёт человека на Луну: как это было. Концы в воду

Image caption "Один маленький шаг"

40 лет назад нога человека впервые коснулась поверхности другого небесного тела.

21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу телекамера на борту лунного модуля американского корабля "Аполлон-11" показала миру, как Нил Армстронг выпрыгивает из люка и, будто в замедленном кино из-за слабого притяжения, опускается подошвами на грунт.

Радиоволны донесли до Земли слова астронавта: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

Впоследствии выяснилось, что Армстронг сочинил их экспромтом.

Как все начиналось

"Отцом" лунной программы был Джон Кеннеди, что, возможно, стало его главным вкладом в историю.

Выступая перед Конгрессом 25 мая 1961 года, через 43 дня после полета Юрия Гагарина, Кеннеди поставил задачу к концу десятилетия отправить человека на Луну.

Американцы не скрывали, что программа "Аполлон" была ответом на советские достижения в космосе. Цель требовалась зримая и значимая. Не уделив ракетным технологиям необходимого внимания в 1950-е годах, США должны были доказать свое экономическое и технологическое превосходство.

В другой речи, прозвучавшей в 1962 году, Кеннеди сказал: "Мы выбрали полет на Луну не потому, что они прост, а потому, что он труден, потому что наша цель поможет привести в порядок и оценить наши лучшие силы и умения, потому что это вызов, который мы намерены принять и который не хотим откладывать, соревнование, в котором мы собираемся одержать победу".

Первый американский полет в космос состоялся уже 5 мая 1961 года. Правда, корабль Алана Шепарда не облетел "вокруг шарика", как "Восток-1", а "по-лягушачьи" прыгнул за пределы земной атмосферы по параболе. Первый полноценный американский орбитальный полет выполнил 20 февраля 1962 года Джон Гленн.

В декабре 1968 года экипаж "Аполлона-8" впервые в истории покинул земную орбиту и облетел вокруг Луны. Стало ясно, что кульминация не за горами.

С Земли на Луну

Image caption За стартом наблюдал миллиард телезрителей

"Аполлон-11" стартовал 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу. В центре управления полетами в Хьюстоне присутствовали бывший президент Линдон Джонсон, вице-президент Спиро Агню и 75-летний патриарх ракетостроения немец Герман Оберт.

Миллион человек собрался вокруг космодрома на мысе Канаверал, чтобы своими глазами увидеть вонзающуюся в небо огненную стрелу, а по телевизору за стартом наблюдало около миллиарда людей.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 44 минуты 22 секунды полетного времени и проработал 347 секунд.

В 4 часа 30 минут полетного времени корабль начал самостоятельное движение к Луне.

Через 55 часов полета Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в спускаемый модуль. Третий астронавт, Майкл Коллинз, должен был ждать их на лунной орбите.

Через 76 часов после старта корабль достиг орбиты Луны, а через 100 часов модули были расстыкованы.

Прилунение было возможно в автоматическом режиме, но Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 метров возьмет управление на себя, сказав при этом: "Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки".

Image caption На лунной орбите

Он как в воду глядел, потому что перейти на ручной режим пришлось даже раньше.

Во-первых, автоматическая программа вела корабль в заваленный камнями кратер диаметром около 180 метров. Армстронг перелетел его, чтобы избежать переворачивания при посадке.

Во-вторых, во время снижения бортовой компьютер по неизвестной причине зажег аварийный сигнал.

Оператор в Хьюстоне верно предположил, что лампочка загорелась из-за перегрузки компьютера, который должен был одновременно управлять посадкой и поддерживать связь с орбитальным модулем, и посоветовал Армстронгу и Олдрину не обращать на сигнал внимания (впоследствии он получил за это специальную награду NASA).

Лунный модуль опустился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу.

Армстронг передал: "Хьюстон", говорит База Спокойствия. "Орел" [позывные лунного модуля; орбитальному кораблю был присвоен позывной "Колумбия"] сел". Чарльз Дьюк из Центра управления полетами ответил: "Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!".

Первые шаги

Image caption Командир выбрал хорошее место для посадки

По программе астронавтам перед выходом полагалось поспать, но они заявили, что все равно не уснут, и медицинский руководитель полета разрешил сначала погулять по Луне, а отдохнуть перед стартом.

Олдрин вышел через пятнадцать минут после Армстронга.

"Аполлон-11" пробыл на Луне 21 час 36 минут.

Армстронг оставался вне корабля 2 часа 10 минут, Олдрин - чуть больше полутора часов. Системы жизнеобеспечения в скафандрах были рассчитаны на четыре часа у каждого.

Первым делом астронавты опробовали разные способы передвижения по Луне, и нашли самым удобным обычную ходьбу.

Затем установили телевизионную камеру и американский флаг на проволочном каркасе (Конгресс еще до полета отверг идею NASA установить флаг ООН), в течение двух минут поговорили по радио с президентом Никсоном, собрали 24,9 кг лунных камней и грунта (при максимально допустимом весе 59 кг), установили два научных прибора - сейсмометр и отражатель лазерного излучения - и вернулись на корабль.

Пришлось повозиться с одной из двух солнечных панелей сейсмометра, которая автоматически не развернулась, и ее приводили в рабочее положение вручную.

Вернувшись на борт, астронавты выбросили наружу мешок с мусором (телекамера на поверхности Луны показала эту процедуру и была выключена), проверили бортовые системы, пообедали куриным супом, ветчиной и пирогом с финиками, проспали около семи часов (Армстронг в гамаке, подвешенном над кожухом двигателя взлетной ступени, Олдрин - свернувшись на полу), еще раз слегка перекусили, и в 17:57 21 июля дали старт.

К оставшейся на Луне посадочной ступени была прикреплена табличка с выгравированной картой полушарий Земли, словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества", и подписями всех трех астронавтов и президента Никсона.

Профессиональный риск

Все понимали, что первые люди на Луне рискуют, но лишь через 30 лет, когда за истечением срока давности были опубликованы секретные документы Белого дома и NASA, сделалось ясно, насколько сильно.

Спичрайтеры Ричарда Никсона заранее написали президентское обращение к нации в случае гибели Армстронга и Олдрина.

"Судьба распорядилась так, что людям, полетевшим на Луну ради мирного ее освоения, суждено упокоиться там в мире. Их оплакивают их семьи и друзья; их оплакивает их отечество; их оплакивают народы мира; их оплакивает сама родина Земля, рискнувшая направить двоих своих сыновей в неизведанную даль. За ними последуют другие и непременно найдут дорогу домой", - говорилось в тексте речи, которая, к счастью, не была произнесена.

В частности, ученые весьма серьезно относились к метеоритной опасности. Многие полагали, что поверхность Луны находится под непрерывным обстрелом мелких частиц, а с учетом космических скоростей, даже пылинка обладает убойной силой крупнокалиберной пули.

В случае разгерметизации скафандра во время лунной прогулки астронавт мог прожить всего две минуты - недостаточно, чтобы добежать до корабля, подняться по лесенке и протиснуться в узкий люк.

Image caption Слева направо: Нейл Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин

Никто не знал, как пройдет прилунение аппарата весом в две с половиной тонны. Опоры могли провалиться в расселину или увязнуть в лунной пыли, либо отскочивший камень мог повредить топливный бак.

Но больше всего опасались, что лунный модуль не сможет взлететь из-за неисправности двигателя или бортовых систем. В этом случае астронавты были бы обречены на мучительное ожидание конца в течение примерно трех суток - пока не иссякнет воздух.

Как явствует из опубликованных документов, некоторых политических советников Никсона беспокоило, что астронавты, имея возможность все это время общаться с земными радиолюбителями, примутся проклинать правительство, пославшее их на гибель, и вообще наговорят лишнего.

Ходили слухи, будто на случай безвыходной ситуации Армстронга и Олдрина снабдили ампулами с ядом. Оба впоследствии категорически утверждали, что это досужая болтовня.

"В случае поломки двигателя астронавтам, вместо того чтобы думать о смерти, следовало бы оставшееся им время заниматься его починкой", - сказал Армстронг.

Между тем опасения были не напрасны. В 1965-1967 годах три двигателя, аналогичных тому, который использовался для старта лунного модуля, взорвались во время испытаний.

Когда летом 1968 года опытный экземпляр модуля доставили на космодром с завода компании Grumman Aerospace, специалисты NASA, по их словам, схватились за голову - так много было в нем недоработок. Конечно, за год их устранили, но полностью исключить неприятности никто не мог.

За шесть суток до старта была обнаружена течь в одном из баллонов со сжатым гелием, используемым для вытеснения окислителя из бака в маршевый двигатель первой ступени. Два техника залезли в бак и устранили ее, подтянув ключом обыкновенную гайку.

Image caption Первая лунная прогулка

При посадке на Луне в топливопроводе посадочного двигателя образовалась ледяная пробка, и начало расти давление. Первые полчаса астронавты провели, ежесекундно ожидая взрыва. К счастью, все обошлось, труба выдержала, а поднявшееся солнце растопило пробку.

Но самое опасное "ЧП", едва не погубившее экспедицию, произошло при выходе из корабля. С трудом двигаясь в тесном отсеке в громоздких скафандрах, кто-то из астронавтов - вероятнее всего, Олдрин - задел одну из кнопок на пульте управления. Вернувшись на борт, путешественники сразу увидели на полу кусочек черной пластмассы.

Невероятно, но факт: из примерно двухсот кнопок и тумблеров пострадала именно та, которая включала зажигание двигателя для взлета с Луны, а дублирование ее не было предусмотрено!

Когда астронавты доложили о случившемся на Землю, в протоколе переговоров единственный раз за весь полет появилась запись: "Долгая пауза".

В конце концов, астронавты стартовали, потыкав в образовавшуюся дырку шариковой ручкой.

При этим им пришлось пережить неприятные минуты. Протокол сохранил слова Олдрина, несколько раз докладывавшего в Центр управления полетом: "No fire!" ("Нет зажигания!"). Оказалось, клапан гелиевого баллона во втором топливном баке не сразу сработал, и топливо не поступало в двигатель.

Путь домой

Зато полет на Землю прошел без происшествий.

Стыковка с орбитальным модулем, где товарищей ждал Майкл Коллинз, состоялась примерно через три часа.

24 июля, через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции, "Аполлон-11" приводнился в Тихом океане в точке с координатами 13 градусов 30 минут северной широты и 169 градусов 15 минут восточной долготы.

Корабль перевернулся на воде вверх дном, но самостоятельно принял правильное положение после надувания специальных баллонов-поплавков.

Прибыл вертолет с находившегося в 20 км авианосца "Хорнет", и через 63 минуты после приводнения астронавты были на борту корабля.

Ученые очень боялись заражения неземными формами жизни. Один из спустившихся с вертолета в воду ныряльщиков - тот, которому предстояло открыть люк "Аполлона" - был одет в скафандр биологической защиты. Первым делом он передал внутрь три таких же скафандра, и обработал поверхность спускаемого отсека йодом.

На авианосце астронавтов сразу поместили в карантинный фургон. Даже президент, прибывший на борт, разговаривал с ними через герметичное стекло.

Звездные путешественники должны были провести в изоляции 21 день, но, поскольку никаких аномалий биологи не обнаружили, срок "заключения" немного сократили. Торжественная встреча в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе (астронавты перелетали из города в город на самолете) состоялась 13 августа.

Конец романтической эры

В течение следующих трех с половиной лет американцы слетали на Луну еще шесть раз (один полет закончился неудачно из-за технической неполадки; астронавты облетели вокруг Луны и вернулись на Землю). В декабре 1972 года программу объявили завершенной.

СССР в 1960-е годах активно участвовал в лунной гонке, но после того, как опередить американцев не удалось, потерял к ней интерес.

За истекшие 40 лет в области освоения космоса не случилось ничего столь же эпохального.

Правда, как сказал Русской службе Би-би-си накануне юбилея космонавт Георгий Гречко, было сделано много вещей, не столь эффектных, зато более полезных для науки.

Другой ветеран советской космонавтики, Константин Феоктистов, вообще полагает, что на нынешнем этапе пилотируемые экспедиции не нужны.

Запуск первого советского спутника и полет Гагарина породили эйфорию. Многим казалось, что колонизация других планет не за горами, и вся жизнь человечества радикально переменится. Звучали даже предложения начать с 4 октября 1957 года отсчет новой эры.

Сделалось ясно, что хозяйственное освоение даже близких Венеры и Марса в обозримом будущем невозможно, а тратить десятки миллиардов долларов на одиночные полеты, имеющие в основном моральное значение, желающих не находится.

В январе 2004 года Джордж Буш объявил о старте амбициозной программы, предусматривавшей возвращение человека на Луну к 2020-му и полет на Марс к 2031 году, но с началом глобального экономического кризиса разговоры о ней утихли.

В России пока в основном имитируют полет на Марс в земных условиях. Очередной эксперимент такого рода успешно завершился буквально на днях.

Вполне возможно, что первую базу на Луне создадут китайцы. Поднимающаяся азиатская сверхдержава нуждается в самоутверждении.

Кое-кто и сегодня, глядя на полную Луну, испытывает душевное волнение при мысли, что по этому небесному диску ходили люди, и верит в космическое будущее цивилизации. Другие - и таких, пожалуй, большинство - настроены прозаически, полагают, что следует больше заниматься земными проблемами, а далеко вперед не заглядывают.

20 июля 1969 года в 20ч17м по Гринвичу американский корабль "Аполлон-11" совершил посадку на поверхность Луны. Впервые человек воплотил свою мечту и ступил на другое небесное тело. Это был успех всего человечества, подготовленный многими поколениями. Но это был и успех США, которые в "лунной" гонке сумели опередить СССР, впервые обозначив результат "холодной войны". Через 6 часов после приземления (термина "прилунение" не существует до сих пор) астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин надели скафандры с ранцевой системой, открыли люк и спустились на поверхность Луны.

Командир экипажа Нейл Армстронг, ступив на поверхность Луны, сказал вошедшие в историю слова, которые, ясное дело, не были экспромтом: "Это небольшой шаг для человека, но огромный прыжок для человечества!" Этот спич был согласован со всеми американскими инстанциями, но после небольшой паузы Армстронг вдруг сказал вторую, неутверждённую фразу: "Успехов вам, мистер Кински". На протяжении многих лет у Нейла Армстронга выпытывали, что значат эти слова и кто такой мистер Кински, но первый человек на Луне хранил тайну...

Телетрансляцию о высадке человека на Луне вели все страны. Кроме СССР и Китая. Китайскую логику понять может только китаец. Что касается СССР, то наша страна просто не могла позволить своим гражданам присутствовать на триумфе супостата. СССР всё делал для того, чтобы обогнать Америку с высадкой на Луне. По автоматическим аппаратам мы были вне конкуренции - первый облёт Луны, первые фото, первая мягкая посадка, первые луноходы. Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт – всего 330 граммов (6 американских "Аполлонов" доставили 380 кг лунного грунта). 21 июля 1969 года очередной советский автомат "Луна-15" вновь приземлился на Луну, но, надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Армстронга. Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта только в 1976 году.
Но конечная цель – это высадка человека. Однако советская лунная ракета Н1, заложенная Королёвым и предназначенная для доставки экипажа, не сумела взлететь – четыре испытания закончились авариями. Несколько экипажей интенсивно готовились к лунной экспедиции, на неё были брошены лучшие силы. Командиром первого экипажа был Алексей Леонов – первый человек, вышедший в космос. Главным конструктором лунного корабля был Юрий Семёнов, ныне генеральный конструктор НПО "Энергия" им. Королева. Как говорил академик Семёнов, работа над лунной программой увлекла его настолько, что он именно тогда отказался от мечты самому стать космонавтом.

Три минуты после приземления на Луну астронавты находились в состоянии полной готовности к обратному аварийному старту. Это произошло бы в том случае, если бы опоры шасси ушли глубоко в грунт или наклон поверхности в месте посадки оказался больше 30º. Частота пульса Армстронга составляла в этот момент 160 ударов, у Олдрина – 156 ударов в минуту.

Через полчаса после Армстронга на поверхность Луны вышел Олдрин. В 15 метрах от корабля был установлен штатив с телекамерой, которая вела трансляцию на Землю. Астронавты сделали фотоснимки, собрали образцы грунта. Были опробованы различные способы передвижения в условиях слабой лунной гравитации: Олдрин прыгал, Армстронг страховал. Около двух минут с астронавтами говорил лично президент США Ричард Никсон. На поверхности были установлены научные приборы. Продолжительность пребывания на поверхности Луны составила 2 часа, астронавты не удалялись от корабля дальше, чем на 30 метров.

Лунная программа США стартовала, можно сказать, 12 апреля 1961 года, когда под влиянием успехов СССР в космонавтике, президент Кеннеди принял решение усилить внимание к национальной системе образования, к науке, к космонавтике. Уже 25 мая 1961 года Кеннеди в послании конгрессу и американскому народу объявил цель нации: осуществление в текущем десятилетии пилотируемой экспедиции на Луну. С 1969 по 1972 год к Луне стартовало 7 экипажей, лишь один из них не сумел выполнить посадку. Всякий раз на орбите оставался один астронавт, двое высаживались на Луну, затем возвращались в основной отсек. В первой экспедиции на орбите дежурил Майкл Коллинз.

Конечно, США не могли не придавать лунной программе политической окраски. Но делали они это не так топорно, как в СССР. На посадочной ступени, которая осталась на Луне, были прикреплены карта Земли и табличка с надписью: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от всего человечества". Под этими словами стояли подписи трёх астронавтов и президента США. На Луну были доставлены медали погибших американских астронавтов и советских космонавтов, в том числе Гагарина, а также капсула с посланиями глав 74 государств, среди которых СССР не было.

За лунную программу США была заплачена высокая цена. Один из экипажей "Аполлона" погиб во время земной тренировки. Экипаж "Аполлона-13", не добравшись до Луны, едва вернулся на Землю. Финансовые затраты НАСА на программу "Аполлон" составили 25 млрд долл. (эквивалент нынешним 120 млрд), что оказалось тяжёлой ношей для американского бюджета. Только через 30 лет после закрытия программы "Аполлон" президент Буш-младший вновь заговорил о лунных экспедициях.

Начиная с Колумба, любая великая экспедиция обрастала множеством легенд. Полеты "Аполлонов" на Луну не исключение. Последняя из легенд: астронавты на Луне видели скелеты советских космонавтов, которых СССР посылал на Луну, чтобы обслуживать свои многочисленные луноходы и приборы. Но СССР ничего не сообщал миру об этих экспедициях, потому что это были космонавты-смертники. На советскую родину возвратиться им было не суждено. По существу опровергать легенду бессмысленно. Но стоит заметить: на Луне нет бактерий гниения, и космонавт не может превратиться в скелет.

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну.

Противостояние СССР и США в освоении космоса

Решение Джона Кеннеди «застолбить» Луну для Америки

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой. Человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

Первая фотография обратной стороны Луны

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке. Однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

Полёты американских «Рейнджеров»

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи.

Запуск кораблей серии «Джемини»

Позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

Полёты по программе «Аполлон»

Трагические инциденты

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы, программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке. Однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

Аполлон-7

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7». Но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь.

Аполлон-8

В декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю. Это было гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны. За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну.

Аполлон-9

Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Состыковка с лунным модулем

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей. Однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час. Но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Лунная равнина Море Спокойствия

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия. Это обширная лунная равнина, получившая своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса.

Историческая посадка «Орла»

В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Освоение космоса после завершения программы «Аполлон»

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

45 лет назад, 16 июля 1969 пилотируемый космический корабль «Аполлон-11» отправился в полет, в ходе которого жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, когда-либо ступавшим на поверхность Луны. В тот момент он произнес свою знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Экипаж корабля «Аполлон-11»: астронавт Нил Армстронг (слева), который был командиром этой миссии, пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз, который во время высадки Армстронга и Олдрина на Луну пилотировал командный модуль на орбите. 1 мая 1969 года.
Ракету Saturn V с космическим кораблем «Аполлон-11» выкатывают на стартовую площадку в космическом центре имени Кеннеди перед стартом на Луну, 20 мая 1969 года.
Вид вблизи. Экипаж «Аполлон-11» перед вылетом, 6 июля 1969. Нил Армстронг машет рукой.
Многие во всем мире наблюдали за стартом Аполлона. Это прохожие в Берлине, смотрят телевизор через витрину магазина, 16 июня 1969.
Старт корабля «Аполлон-11» на Луну, 16 июня 1969. Земля и облака. Снимок сделан с корабля «Аполлон-11».
Интерьер лунного модуля «Аполлон-11» и Эдвин Олдрин.
Жена Нила Армстронга с фотографией мужа со старта корабля, 18 июля 1969.
Выход на лунную орбиту. Уже видны лунные кратеры.
Земля за горизонтом Луны.
Спуск на поверхность Луны.
Лунный модуль «Орел».
После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ сел».
Первый человек на Луне - астронавт Нил Армстронг, ступает на поверхность Луны 20 июля 1969 года.
Первое фото Нила Армстронга после спуска на Луну.
Лунные пейзажи.
Тем временем, некоторые исследователи называют высадку американцев на Луну самой большой мистификацией XX века. По их мнению, существует ряд неопровержимых доказательств того, что американские астронавты вообще не высаживались на поверхность естественного спутника Земли. В сети на эту тему можно найти массу материалов.
Возможно, что в силу определенных причин, американцы действительно занимались павильонными съемками. Некоторые фотографии действительно больше похожи на подделку, чем на реальные снимки, сделанные на Луне, но для этого могло быть ряд причин. Например, некоторые фото могли оказаться просто неудачными, ведь фотоаппараты в то время были без видоискателей. Или на Луне вышла из строя какая-то съемочная аппаратура. Вполне возможно, что часть фотографий пришлось дорисовать, а часть доснять в павильонах. Но сам факт, что они там были, сомнения не вызывает. К 40-летию высадки человека на спутник Земли, американское космическое агентство запустило на орбиту Луны космический зонд. Впервые в истории он передал на Землю детальные снимки всех космических модулей, оставленного астронавтами оборудования и даже следов от протекторов вездеходов, на которых американские астронавты передвигались по Луне. Спустя ровно год индийские астрофизики тоже запустили к Луне автоматический зонд, и он как и американский смог сделать детальные фотографии посадочных модулей и других следов, доказывающих, что полет человека на Луну все-таки был. Космонавт А. А. Леонов: «Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди».
Базз Олдрин на Луне.
Базз Олдрин и лунный модуль.
Базз Олдрин на Луне.

Тень Армстронга и лунный модуль. Лунный модуль «Орел». Выше видна наша Земля.
Возвращение домой. Лунный модуль оторвался от лунной поверхности.
Последний взгляд на Луну.
А вот и Земля.
кипаж корабля «Аполлон-11» успешно вернулся на Землю и приводнился.
Жители Нью-Йорка и кортеж с астронавтами, 13 августа 1969.
Астронавт Нил Армстронг с семьей. Хьюстон, штат Техас, 16 августа 1969.

Аполлон 11 - 2 человека

21 июля 1969 года Нил Армстронг попал в историю, став первым человеком ступившим на Луну, следом за ним вышел Базз Олдрин. Прилунение вряд ли можно было назвать - "мягкой посадкой", Армстронгу пришлось вручную садить Лунный Модуль так как запланированное место посадки оказалось усыпано валунами. Вместе с Олдрином, следящим за высотой и скоростью, а также почти пустым топливным баком, они благополучно прилунились на Базе Спокойствия (именно так они прозвали место своей высадки на Луне).

В общей сложности, Нил и Базз провели на лунной поверхности (как внутри модуля, так и вне) 21 час, 36 минут и 21 секунду, а общая продолжительность прогулок по Морю Спокойствия (так они прозвали местность в которой работали) составила 2 часа, 31 минуту и 40 секунд. За время своей лунной активности они набрали камней, поставили флаг США, установили сейсмограф и Лунный Уголковый Отражатель - устройство для замера расстояний между Землей и Луной с помощью направленных с Земли лазеров, использующееся по сей день.

Аполлон 12 - 2 человека

Следующими лунными пешеходами стали Пит Конрад и Алан Бин во время миссии Аполлон 12. 14 ноября 1969 года при запуске ракеты Сатурн-5 команда перенесла два удара молнией. Мощные толчки вывели из строя системы питания и управления, но благодаря быстрому реагированию Центра Управления Миссией и Бину вскоре всё было восстановлено.

Команда Аполлона 12 подтвердила свои навыки сверхточной посадки прилунившись всего на 185 метров от беспилотного космического корабля Сервейер-3. Во время одной из своих прогулок Конрад и Бин, проходя мимо Сервейера, демонтировали несколько его частей для дальнейшего анализа на Земле. В целом астронавты провели на Луне два дня, 19 и 20 ноября 1969 года.

Аполлон 13 - 0 человек

Очередной лунной миссией должен был стать Аполлон-13, но из-за того, что через два дня после запуска взорвался кислородный бак на запасном модуле космического корабля, экипаж так и не смог высадиться на Луну. За этим последовала героически мучительная и зрелищная спасательная операция.

Аполлон 14 - 2 человека

Успешно высадились на Луну Алан Шепард и Эдгар Митчелл, которые были частью миссии Аполлон-14. Они стартовали 31 января 1971 года и высадились 5 февраля в районе Фра Мауро, месте изначально запланированном для Аполлона-13. Шепард и Митчелл осуществили два выхода; в первом, провели серию сейсмических экспериментов по изучению возможных землетрясений на Луне, задействовав модульную повозку для транспортировки оборудования и образцов.

Во время второго, они попытались добраться до кратера по имени Коун, но без видимых ориентиров на скалистом повторяющемся ландшафте они не смогли его найти. Позднее анализ, совместивший изображения сделанные астронавтами с орбитальными, определил что пара находилась всего в 20 метрах от него. За время пребывания на Луне Шепард успел открыть гольф-клуб и ударить пару мячей. Митчелл присоединился, метнув лунную лопату как копьё.

Аполлон 15 - 2 человека

Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин прилунились 31 июля 1971 в составе миссии Аполлон-15, залетев на три дня, до 2 августа. В отличие от предыдущих миссий, которые высаживались на плоских лунных равнинах, эта команда села между двумя горами в районе под названием Хэдли Рилл.

Астронавты провели за бортом около 18,5 часов разъезжая на первом в истории Луноходе который они привезли с собой. Это позволило им путешествовать гораздо дальше от Лунного Модуля, чем предыдущие миссии. Во время трех лунных прогулок Скотт и Ирвин провели несколько научных экспериментов и собрали 77 кг образцов лунных пород.

Аполлон 16 - 2 человека

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими постояльцами попавшими на Луну с миссией Аполлон-16. Когда корабль вышел на лунную орбиту, миссия чуть не была сорвана из-за проблем с основным двигателем контрольно-обслуживающего модуля. Однако, всё обошлось и более того, это оказалась первая миссия с высадкой непосредственно на лунной возвышенности. Они провели на лунной поверхности 71 час или три дня, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе.


Так сколько же человек побывало на Луне? - 12!

Хотя никому не довелось ступать на Луну более одного раза, но трём разным астронавтам довелось путешествовать к ней несколько раз. Джим Ловелл облетал Луну на Аполлоне-8 и на прерванном Аполлона-13. Джон Янг и Юджин Сернан облетели Луну на Аполлоне-10, затем Юнг высадился с Аполлоном-16, а Сернан ходил по Луне во время миссии Аполлона-17.

Были ли русские на Луне?

Официальный ответ - нет. Первым человеком из СССР, ступившим на поверхность Луны, должен быть стать летчик-космонавт, герой советского союза Алексей Леонов - человек, который первым совершил выход в открытый космос.

В 1965-1969 годах Леонов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Леонов входил в состав второго экипажа готовящегося облететь Луну в сентябре 1968 года, и первым ступить на её поверхность. Но история распорядилась иначе, и первым на Луне побывал американец Нил Армстронг.

После этого космическая гонка закончилась т.к. перестала иметь какой-либо смысл. Следующей целью стал Марс, однако до недавнего времени особого интереса к полету на Красную планету ни США ни Россия не проявляли. Все изменилось с приходом частных компаний, в том числе .

Почему сейчас не летают на Луну?

Несколько лет назад десятки инновационных компаний собирающихся вернуться на Луну с новыми технологиями и идеями участвовали в международном конкурсе Google Lunar X Prize . В конце этого года определится победитель, который получит 20 миллионов долларов на воплощение и развитие своего проекта.

В ближайшие годы Китай, США, Россия и Европейский союз готовят пилотируемые миссии на Луну..



Понравилась статья? Поделитесь ей