Контакты

Белые офицеры на службе у басмачей. "Великая чистка": борьба с басмачеством. Сергей Сергеевич Каменев

Рейд особого назначения, о котором рассказывается в предлагаемой статье, был направлен против басмачей Ибрагам-бека, сына эмирского чиновника, сейчас мало известного главаря банд 20-х годов, претендовавшего на диктаторство одновременно на зарубежном Среднем Востоке и в советской Средней Азии.

ИТОГИ УДАРНЫХ КАМПАНИЙ
После краха авантюр генералов Энвер-паши и Селим-паши (бывший турецкий офицер Ходжа Сами-бей) в Восточной Бухаре (1922 - 1923 гг.) одним из главарей басмачества стал Ибрагим-бек, попытавшийся объединить все его раздробленные силы, чтобы свергнуть Советскую власть в этом регионе. Очередной "главнокомандующий армией ислама" продолжал также исправно выполнять приказы свергнутого и бежавшего в Афганистан эмира бухарского Сеида Алим-хана и англичан. В горном крае продолжался разгул больших и малых банд, грабежами и насилием наводивших на дехкан страх. Запуганных и обманутых принуждали вступать в отряды басмачей, помогать им, жестоко карали даже за одно сочувствие Советской власти, тем более содействие Красной Армии и ГПУ.


(Группа командиров Красной Армии в Восточной Бухаре.
Крайний слева - комбриг Т. Т. Шапкин - руководитель воздушного десанта в Гарм в апреле 1929 г.)


В 1925 - 1926 гг. в Таджикистане были успешно проведены две массовые кампании по борьбе с басмачеством. В результате удалось ликвидировать почти все банды, в том числе и на родине Ибрагим-бека в Локае. Сложились благоприятные условия для нормальной жизни и коренных преобразований в республике.
Пока еще влиятельные на местах реакционеры, выдвинувшие бека(4), в новой обстановке советовали ему не рисковать головой и уйти к эмиру в Афганистан, чтобы там снова, как в начале 20-х годов, готовить большую войну против русских и всех неверных. Они же обещали ему поддержку.
(Пленённые главари басмаческого движения вместе со своими гаремами направлялись в спецлагеря ОГПУ. Один из таких лагерей находился на Кубани - в станице Новоромановка Арзгирского района Ставропольского края. Это глухое место в калмыцких степях. Здесь бывшие басмачи под конвоем трудились на солевых приисках..
Начало 1930-х. Начальник лагеря чекист М.Е. Деревяникин с помощью женщины-переводчицы ведёт служебный диалог с только что поступившим в лагерь очередным пленным басмачом-баем.)

В ночь на 21 июня 1926 года Ибрагим-беку с 24 басмачами удалось переправиться через Пяндж и бежать в Афганистан. У чекистов появилось много забот: бек успел оставить в подполье верных людей для тайной подготовки к будущим мятежам. Таким образом, оставшиеся глубокие корни басмачества могли дать опасные ростки.

КАНДИДАТ В ПРАВИТЕЛИ
В Кабуле Ибрагим-бек неплохо устроился под крылышком бывшего эмира. Но в приютившей его стране он начал с того, что стал сеять вражду между узбеками и таджиками, с одной стороны, и местным населением - с другой, подстрекая первых к неповиновению властям Афганистана. На севере чужой страны, особенно в приграничных с СССР районах, через духовенство велась агитация за освобождение Восточной, затем и Западной Бухары от неверных. Участникам еще одной "священной войны" заранее прощались прошлые и будущие грехи. В случае же гибели на поле боя они приравнивались к святым. Это позволило создать из "кровных братьев" крупные банды, которые зачастую возглавляли вызванные из родных мест бека подручные - мастера на расправу с непокорными. Вооружены эти формирования были английскими винтовками и даже пушками.


(Австро-венгерское горное орудие 1880-90-х годов разработки - передано из трофейных запасов басмачам англичанами.
Орудие из бишкекского музея Фрунзе - оно было отбито у "воинов Аллаха" Красной армией.)

Произошло редкое в истории явление: авантюрист, битый на своей земле, создал на чужой мощную военную силу. Один за другим захватывались не только кишлаки, но и города. После Таликана разоряется Чаяб - уездный центр провинции Ханабад. Афганцы, опасаясь резни, бежали в горы, а их имущество досталось басмачам как трофей. Правителем города бек назначил своего духовного отца ишана Иса-хана (во время кампаний 1925 - 1926 гг. он был курбаши (крупной банды, дважды попадал в плен, бежал из душанбинской тюрьмы в Афганистан к беку).
Все более реальным становилось претворение в жизнь сепаратистского лозунга марионеточного государства "Афганский Туркестан" во главе с Ибрагим-беком. Такая "автономия" сильно ослабила бы центральную власть в Кабуле, затормозила проведение прогрессивных реформ королем Аманулла-ханом, явно ухудшила взаимоотношения с ближайшим соседом - СССР. (Кстати, до этого даже предоставление под давлением англичан убежища беку не осложнило их.) В итоге была бы подорвана независимость страны. Очевидна и антисоветская направленность этого замысла. Зарубежные хозяева бека, затушевывая антиафганский характер планов и действий своего верного слуги, не скрывали его расчеты в отношении Советского Востока. Так, средства массовой информации льстиво создавали ему явно фальшивый имидж "Робин Гуда Средней Азии", сочувственно комментировали его желание реванша, мести "за поражения по ту сторону Амударьи".

ПЕРЕВОРОТ В КАБУЛЕ И ГАРМСКИЙ МЯТЕЖ
Эти два зловещих события произошли в 1929 году с разницей в несколько месяцев, причем второе стало следствием первого. В январе Кабул пережил шок узурпации власти местным авантюристом таджикским крестьянином Бачаи Сакао ("сын водоноса"), которого на совещании ханов в селении Калакан 12 декабря провозгласили эмиром Афганистана под именем Хабибулла-Гази. За спиной новоиспеченного эмира стояли англичане. Сразу же последовала отмена многих прогрессивных реформ предшественника, получил льготы иностранный капитал, главным образом британский.

Реакционный переворот открыл перед Ибрагим-беком самые благоприятные возможности. Ведь именно отборные отряды его басмачей, стоявшие под Кабулом, блокировали в ответственный момент войска Амануллы, а затем вступили в настоящую войну против сторонников свергнутого короля, бежавшего сначала в Кандагар, а затем уехавшего в Италию. Самозванец, стремясь поскорее отработать долг, способствовал дальнейшему накоплению беком вооруженных сил на севере страны. И только из опасения дипломатического конфликта с СССР открыто не поддерживал его.Пробным шаром перед большим походом "домой" стал в мае 1929 года мятеж в Гармской области Таджикистана, сравнительно близкой к государственной границе. Английские инструкторы обучили приемам антисоветской пропаганды, организации мятежей 10 специально подобранных басмачей. Связь с тамошним подпольем убеждала бека: на сей раз у него есть шанс на успех. Учитывал он и недовольство населения трудностями жизни, ошибками в работе местных органов власти в условиях начавшейся коллективизации. Делалась ставка и на предводителя будущего мятежа Максума Фузайла, бывшего эмирского наместника в Гарме, местного уроженца, банда которого состояла из 200 человек.

Уже по дороге к Гарму басмачи собирали фанатично настроенных мусульман, убеждая их, что Советской власти больше нет, а Красная Армия расформирована. Чем дальше, тем этот процесс шел быстрее. Каждый случай расправы с советскими активистами, а то и просто с учителями или приезжими русскими убеждал многих в силе мятежников. К тому же распускались слухи о скором приходе армии бека. Положение спасли чрезвычайные меры, принятые командованием красноармейских частей в Душанбе и лично командующим Среднеазиатским военным округом П. Е. Дыбенко, прибывшим на II съезд Советов Таджикистана.Комбриг Т. Т. Шапкин, комиссар национальной бригады А. Т. Федин с четырьмя пулеметчиками вылетели 23 апреля в Гарм. Они-то и организовали подавление мятежа.
Однако провал авантюры не обескуражил Ибрагим-бека, он по-прежнему вынашивал свои поистине диктаторские замыслы.
"Если какой-то кухистанец (намек на происхождение Бачаи Сакао) занял престол с божьей и нашей помощью, то почему бы и нам не стать хозяевами Кабула?" - вопрошал он в самом узком кругу. Это амбициозное рассуждение известно из донесения разведчика ГПУ Мулло Закира Косирова, находившегося тогда в штабе бека. В 1959 году эти же слова были повторены автору воспоминаний "Чекистские были".

В октябре того же 1929 года был совершен еще один государственный переворот. Опираясь на своих соратников, мобилизовав сторонников из пуштунских племен, Надир-хан разгромил крупную группировку Бачаи Сакао. 15 октября он торжественно въехал в Кабул, где был провозглашен шахом Афганистана. Надир-хан жестоко казнил Бачаи Сакао, а басмачей Ибрагим-бека вынудил уйти из Кабула на север страны. Он же объявил о возврате к прежнему курсу реформ. Положение бека из-за заступничества англичан осложнилось, но не больше. Лишь позже его позиции пошатнулись.

БОИ С БАСМАЧАМИ
В Москве было принято чрезвычайное решение - в конце апреля 1929 года начать рейд по приграничным районам северного Афганистана. Он продолжался примерно два месяца. Известна и правовая основа /50/ этого решения. В августе 1926 года, т. е. почти сразу же после бегства Ибрагим-бека, был заключен договор "О нейтралитете и взаимном ненападении" между СССР и Афганистаном. В одном из его пунктов указывалось, что обе стороны обязуются не допускать на своей территории вооруженных отрядов и организаций, враждебных другой стороне.


(Главарь контрреволюционного басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и члены специальной оперативной группы, созданной для его поимки: Куфельд (первый справа от бека), Енишевский, А. Н. Валишев (слева от бека).
Снимок сделан в Душанбе сразу после митинга по случаю поимки Ибрагим-бека. 1931 г.)

Между тем подготовка Ибрагим-беком восстания в северном Афганистане и похода против Советского Таджикистана продолжалась весьма активно, причем при руководящей роли англичан.
Численность нашего отряда пока не установлена, но состоял он почти целиком из коммунистов и комсомольцев. Возглавлял его командир 8-й кавалерийской бригады Иван Ефимович Петров (впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза).
Из вооружения имелись горные орудия мортирного типа. В разобранном виде (весом до 7 пудов) их грузили на специальные седла (около 2 пудов), называемые по имени создателя "грум-гржимайло".
В сильнейшую жару, когда страшно хотелось пить, бойцам конартдивизиона часто приходилось на себе переносить части орудия, особенно при преследовании басмачей в горах. Без выучки и природной выносливости это было бы немыслимо. Очень выручала и "форма одежды" - халаты из полосатой ткани, на голове чалма из пяти метров материала серого цвета, - что позволяло вводить противника в заблуждение. За несколько минут сняв части орудий и собрав их, бойцы отряда подпускали басмачей на 300 - 500 м, открывали артиллерийский огонь, который сочетался с пулеметным. Станковые пулеметы прятали по сторонам от дороги, ручными стреляли прямо с седла. После такой стрельбы да еще прямой наводкой картечью мало кому из басмачей удавалось уйти в горы или скрыться в зарослях камыша.

Однажды Т. В. Алпатов и другие разведчики дивизиона обнаружили крупные силы противника с батареей пушек. Начавшаяся артдуэль не обещала им успеха. Надежда появилась, когда конники, обойдя противника по лощинам, внезапно открыли по нему огонь из ручных пулеметов. И все же басмачи, руководимые бывшим царским офицером-правой рукой курбаши, держались долго, видя, что их в пять-шесть раз больше. Лишь через четыре часа удалось заставить их отступить.

В том же бою комбриг И. Е. Петров поднялся на свой НП и приказал усилить огонь по скрытым позициям за глиняными дувалами и на укрепленном дворе, где находились замаскированные орудия врага. Затем по его команде П. А. Зотов со своим взводом после сигнала о прекращении артиллерийского огня бросился вперед и захватил пушки. Одну из них развернули в сторону отступавших басмачей...1 мая шел затяжной бой против 3000 всадников Ибрагим-бека, пришедших с востока. По отработанной схеме восемь орудий поставили на главное направление, по два станковых пулемета в 200 м от дороги. С приближением басмачей на 500 м орудия открыли частый огонь: три из них били в голову колонны, три - в хвост, а два - в середину. Заработали и спрятанные пулеметы. Противник бросился врассыпную. Конники лихо орудовали клинками и даже пиками. Через полчаса после начала боя дозор обнаружил еще 1500 басмачей, прискакавших на сей раз с запада, ими командовал Сеид Хусейн, военный советник Бачаи Сакао. Два часа длился страшный бой без надежды на перелом. Басмачи отчаянно сопротивлялись.
Выиграть бой помогла военная смекалка И. Е. Петрова.По его распоряжению к противнику отправили трех пленных, ранее захваченных у бека, чтобы сообщить главарю второй банды о результатах предыдущего боя - 2500 убито, 176 в плену и лишь трем сотням вояк удалось спастись бегством. Предупреждение подействовало: басмачи сложили оружие. Конечно, если бы оба отряда появились одновременно с противоположных сторон, то, имея 10 - 12-кратное превосходство в живой силе, они могли бы смять отряд.
В конце мая Ибрагим-бек, разъяренный неудачами, собрал 4000 всадников при трех артиллерийских батареях. Его план состоял в том, чтобы запереть отряд в ущелье недалеко от реки Вахш. Однако и на этот раз ему не удалось выполнить своего намерения.

"ТАШАКУР, ШУРАВИ!"
"Местное население, особенно бедняцкое, как могло помогало нам , - вспоминал П. А. Зотов. - И чем дальше, тем больше". Афганцы да и представители других национальностей ненавидели бандитов Ибрагим-бека, в чем бойцы неоднократно убеждались.
В одном небольшом кишлаке, например, басмачи перекрыли дехканам воду в отместку за какую-то провинность. Для устрашения выставили орудие с охраной. Доведенные до изнеможения люди пытались открыть ручей, но охранники убили двоих, остальные разбежались. Самые решительные из жителей обратились к отряду за помощью.
Командир дивизиона выслал бойцов с оружием. После короткой перестрелки басмачи бежали, трое из них были взяты в плен. Когда их привели в кишлак, собралась толпа жаждущих отомстить за издевательства и насилие. Бывших вояк закидывали камнями, били палками, с трудом удалось доставить пленных по назначению.Снабженцы отряда платили за продовольствие и фураж больше, чем на базаре. Но часто люди не брали денег за все то, что щедро давали, приговаривая: "Ташакур, шурави!" ("Спасибо, советский!"). Надо ли говорить о чувствах, словах и действиях дехкан-бедняков, когда бойцы отряда отдали им трофейных лошадей.

ПОСЛЕДСТВИЯ АВАНТЮРЫ ИБРАГИМ-БЕКА
В результате рейда басмачи понесли значительные потери, были подорваны, хотя и временно, их моральный дух, уверенность в своей безнаказанности. Недаром даже в середине августа 1930 года советник бывшего бухарского эмира Сайда Амадхаджи отчаянно призывал толпу на ханабадском базаре к священной войне с неверными. У верхушки местной эмиграции появилась растерянность, наметился раскол.
Был обеспечен значительный военный перевес в пользу нового короля Надир-хана. Кабульские власти заявили о своей решимости принять жесткие меры против басмачества на севере страны; официально объявили Ибрагим-бека врагом афганского народа и назначили за его голову крупное вознаграждение. Во второй половине 1929 года после кровопролитных боев басмачи вынуждены были отойти ближе к Амударье, т. е. к советской границе. Однако весной 1931 года Ибрагим-бек предпринял еще одну, последнюю авантюру. Он снова пытался вторгнуться в Таджикистан.
Силы его хотя и были ослаблены, но представляли серьезную угрозу.


(Арестованный Ибрагим-бек (в машине на заднем сиденье) на аэродроме в Душанбе перед отправкой в Ташкент.
Июнь 1931 г.)

Чтобы оценить обстановку, сложившуюся на севере Афганистана, понять взаимосвязь явлений, имевших место по обе стороны госграницы, сошлёмся на рассекреченный документ ГПУ.
В докладной записке из Ташкента в Москву дан точный прогноз: "Осуществление планов Ибрагим-бека... на севере Афганистана чревато для нас серьезнейшими осложнениями на советско-афганской границе в самом недалеком будущем". И далее следует поразительное по точности предвидение: "...провал готовящегося восстания за автономию Афганского Туркестана бросит Ибрагим-бека в Советский Таджикистан немедленно, но сила этого удара будет неизмеримо меньше и слабее, чем в первом случае" . Без сомнения, значение этой необычной военной акции с точки зрения истории было оценено ровно через год, когда наступил полнейший крах надежд Ибрагим-бека на диктаторство уже на таджикской земле.

В завершение остается добавить, что Т. В. Алпатов, П. А. Зотов и еще 41 боец 27-го конартдивизиона (не считая других подразделений отряда спецназначения) были награждены по возвращении на Родину орденом Красного Знамени. Тогда же дивизион стал дважды Краснознаменным...

Последний из басмачей

Одни называли его непримиримым врагом советской власти. Другие считали национальным героем киргизского народа. Советские киргизы хранили молчание. Только в конце 1990 года газета «Советтик Кыргызстан» поместила маленькую заметку на последней полосе, сообщая о смерти человека, ставшего известным во всём мире. Кроме СССР. Его имя Рахманкул-хан. До последних своих дней он был бельмом на глазу всей партийной верхушки Советского Союза, камнем преткновения в общении с Западом и исламскими странами для нескольких поколений советских дипломатов. Кто он, человек-тайна?

Рахманкул-хан родился в 1904 или в 1905 году в Южной Киргизии. Род, к которому принадлежал Рахманкул-хан, был богат, знатен, уходил корнями в высокогорную Ошскую область. По происхождению Рахманкул-хан считался кем-то вроде местного удельного князя или царька: ему и его роду в Южной Киргизии принадлежало практически всё. Мальчик получил соответствовавшее его происхождению образование. Он метко стрелял и лихо скакал на коне по высокогорным кручам. Но никто не мог предположить, насколько сложной и противоречивой, полной опасных приключений, войн и дальних странствий станет его жизнь.

Первая мировая война и Февральская революция не отразились на жизни горных киргизов. В дореволюционной России на военную службу не призывались представители народностей, не являвшихся коренными в империи.

На границе в горах стояли заставы, на которых несли службу казаки, - с ними у киргизов никаких недоразумений не возникало. Торговые караваны издревле ходили в Китай и из Китая, таможня и пограничники-казаки исправно выполняли своё дело, а торговля приветствовалась царскими властями, и препятствий ей не чинили.

Большевиков уже взрослый Рахманкул-хан воспринял равнодушно, однако оказал им положенное по закону предков гостеприимство. Поначалу коммунисты не лезли в горы, не трогали молодого хана и не пытались что-либо изменить в вековом укладе жизни киргизов в горах. У большевиков ещё не хватало ни сил, ни времени наводить свои порядки там, где свободно парят горные орлы. К тому же молодой глава рода Рахманкул-хан пользовался среди сородичей большим авторитетом: он был справедлив, соблюдал законы предков и обычаи народа, поэтому никак не удалось бы представить его в глазах местного населения страшным врагом-феодалом.

Как оказалось, оборонной промышленности позарез нужны были полезные ископаемые, которыми богаты горы, где жил Рахманкул-хан.

В Средней Азии необходимо срочно построить в горах дорогу Ош - Хорог. Без этого не добраться до месторождений, - доложили на одном из совещаний в Кремле.

Этот край со всеми богатствами должен принадлежать нам, - кивнул Сталин. - Пусть наши органы обеспечат надёжную защиту границ и выполнение всех мероприятий советской власти.

«Обеспечение» шло по накатанному пути - с применением военной силы, арестами и насильственной деисламизацией населения: закрывали мечети, преследовали священнослужителей и представителей местной родовой аристократии. Естественно, многие подобные мероприятия население встретило откровенно враждебно. В отличие от жителей долин предводитель горных киргизов Рахманкул-хан поначалу принял нововведения большевиков либо равнодушно, либо благожелательно. Он не препятствовал открытию школ, медицинскому обслуживанию населения, прививкам и так далее. Киргизки никогда не носили паранджи, и у кочевников не существовало мечетей. Если бы руководители большевиков оказались умнее, они могли получить в лице хана могучего союзника, но… они видели в нём только врага.

Непродуманная, не учитывавшая традиций населения, основанная на грубой силе «пролетарского напора» политика коммунистов, жёстко начавших проводить земельно-водную реформу, коллективизацию и массовые репрессии, вызвала активное противодействие. Киргизы взялись за оружие. Сначала в долинах, а потом и в горах. Рахманкул-хан долго не выступал против новой власти, но он возглавил повстанческое движение в Южной Киргизии. Повстанцев Средней Азии в СССР было принято называть басмачами. Красные отряды стали терпеть одно серьёзное поражение за другим от воинов Рахманкул-хана. Он прекрасно знал местность, его люди были отлично подготовлены к ведению боевых действий в горных условиях, а коренное население полностью поддерживало их и верило хану.

«Басмачество уничтожить!» - летели приказы из Москвы.

Фильмы, книги, агитация, указания на помощь английской разведки - всё задействовали против повстанцев. Сами они об этом ничего не знали: не читали русских газет, не смотрели фильмов и не слушали радио. Однако исход борьбы был заранее предрешён: повстанцы не могли противостоять регулярным частям Красной армии, поднятым в помощь войскам НКВД и пограничникам.

МОДЖАХЕД

Рахманкул-хан понимал: дни повстанческих отрядов сочтены. Оставался один выход: прорываться с боями через позиции красных войск в Китай. Но в горах оставались семьи, его народ!

Кто готов к лишениям и хочет пойти с нами? - обратился хан к людям. - Мы идём в Китай!

С ханом согласились уйти в неизвестность несколько тысяч человек. Это кроме бойцов его отрядов. Рахманкул стал опытным командиром и стратегом, знатоком тактики красных и сумел отлично рассчитать время и место прорыва. Агентура НКВД донесла о готовящемся исходе киргизов за границу, советские воинские части успели принять необходимые меры, но хан ловко обманул их и нанёс удар в неожиданном месте. Изрядно потрепав красные части в жестоких боях, повстанцы сумели прорваться через границу и увели всех беженцев. Это стало серьёзным поражением НКВД в Южной Киргизии. Официальная историография ВЧК-КГБ предпочитала об этом умалчивать. Обычно говорится об успехах в разгроме басмаческих бандформирований. Об уходе Рахманкул-хана нет ни слова.

Хан провёл через заснеженные хребты Тянь-Шаня тысячи гражданских лиц и своих воинов в китайскую провинцию Синьцзян. Там они прожили десять лет до начала 1940-х годов, когда в Китае начались военные действия - японские части вплотную подошли к кочевьям хана, а тот не хотел вступать ни в какие отношения с представителями Страны восходящего солнца. Тем более воевать с японской императорской армией. Киргизы вынуждены были вновь подняться и спешно уходить через горы. На сей раз - в Афганистан.

Их встретили дружелюбно. В горах Памира эмигранты основали Киргизское ханство, единодушно избрали своим главой Рахманкул-хана и доверили ему бразды правления народом. В 1978 году Киргизское ханство всколыхнула весть об Апрельской революции. До того Рахманкул равнодушно взирал на дворцовые интриги и перевороты в Кабуле. Он чувствовал себя вполне уверенно в многонациональном Афганистане, ещё не расколотом гражданской войной. Но апрель 1978 года живо напомнил давние события на родине. Хан забеспокоился не зря.

Вскоре в Афганистан ввели «ограниченный контингент» советских войск. Представители КГБ не забыли «проклятого басмача», и воинам хана пришлось вступить в бой с частями «ограниченного контингента» и афганского царандоя. Вскоре к ним присоединились и части Афганской народной армии. Рахманкул-хана, которому уже перевалило за семьдесят, стали именовать моджахедом.

Здравый смысл не изменил старому воину и опытному повстанцу. Он понимал: и здесь долго не продержаться. У «шурави», советских солдат, кроме огромного численного превосходства и союзников из местных вооружённых сил, есть современная техника, авиация, ракеты и многое другое, чего никогда не могло быть у воинов хана. Поэтому он принял решение уходить.

Мы уходим в Пакистан! - объявил хан.

В декабре 1979 года четыре тысячи киргизов-воинов вместе со своими семьями, скотом и пожитками с боями прорвались через границу в Пакистан. Об этом наши официальные источники хранили молчание. КГБ ни словом не обмолвился, что опять не сумел уничтожить давнего врага. Имея технику, авиацию, ракеты, танки, десятки тысяч солдат, союзный царандой и афганскую армию, чекисты не сумели победить четыре тысячи кочевников. В Афганистане хана считают национальным героем.

В Пакистане киргизам пришлось тяжело из-за жаркого климата. Представители США немедленно вышли на контакт со старым Рахманкул-ханом и сделали ему предложение:

Правительство Соединённых Штатов готово предоставить киргизам территорию для переселения на севере страны, на границе с Канадой.

Благодарю, но я не могу принять ваше предложение, - вежливо отказался старый хан, не объясняя причин.

Вскоре он провёл успешные переговоры с правительством Турции, которое охотно согласилось предоставить киргизским племенам участок территории в районе высокогорного озера Ван. Организация Объединённых Наций предоставила киргизам статус беженцев и оказала необходимую помощь. Правительство Турции также признало за киргизской общиной статус беженцев и оказало ей материальную помощь. Скитальцы обрели новую родину.

В 1990 году, на восемьдесят шестом году жизни, давний враг ВЧК-НКВД-КГБ, последний басмач, моджахед и хан киргизов Рахманкул скончался. Соболезнования выразили киргизские общины Афганистана, Иордании, Германии, Пакистана, США, Австралии и ряда других стран. Но на родине мятежного Рахманкул-хана как всегда промолчали.

У хана было несколько жён и семь детей. Некоторые из его сыновей учились за границей и стали известными скульпторами и художниками. Зарубежные киргизы свято чтят память Рахманкул-хана, считая его национальным героем. Зато в нашей стране, с историей которой хан связан кровью, о нём никому, кроме людей из спецслужб, ничего не известно…

Из книги Морские сражения автора

Последний бой Эдварда Ти Ча В начале XVIII века Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода вместе с несколькими членами своей команды получил королевскую амнистию от губернатора Северной Каролины и с его позволения стал ходить по морю недалеко от Бермудских островов. 21 ноября 1730

автора Авадяева Елена Николаевна

Последний линкор Последний линкор фашистской Германии - «Тирпиц», серьезно поврежденный, был отбуксирован в район Тросе. Немцы рассчитывали применить его во время обороны Северной Норвегии. Британцы доверили уничтожение последнего линкора 24-летнему командиру

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

ПОСЛЕДНИЙ ИНКА Начало исполнения этого жестокого и для самих испанцев гибельного намерения было очень легко. Ф. Архенгольц Если Монтесума погиб исключительно благодаря своей нерешительности и набожности, то кончина Атауальпы, тринадцатого Инки, правителя

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Последний линкор Последний линкор фашистской Германии – «Тирпиц», серьезно поврежденный, был отбуксирован в район Тросе. Немцы рассчитывали применить его во время обороны Северной Норвегии. Британцы доверили уничтожение последнего линкора 24-летнему командиру

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Последний срок Повесть (1970)Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает

Из книги Сборник указаний по борьбе с басмачеством автора Автор неизвестен

ПОСЛЕДНИЙ ЩИТ РИМА После смерти императора Феодосия в 395 г. смуты в Римской империи особенно усилились. Империя была разделена между малолетними сыновьями Феодосия. Восток был отдан восемнадцатилетнему Аркадию, вялому, неповоротливому и сонливому юноше, а Запад -

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Инструкция о порядке производства условной и безусловной конфискации имущества у басмачей. Конфискация имущества у басмачей допустима лишь в исключительных случаях, соблюдая следующие правила:1. Конфискация имущества у басмачей допускается не иначе как по приговору

Из книги Управляя мужчиной – управляешь жизнью автора Данилова Екатерина

Указания, данные РВС Туркфронта 18декабря 1923 г., о порядке хозяйственного устроения сдавшихся басмачей. Вопрос о хозяйственном устроении сдавшихся нуждающихся басмачей ставить попутно скб а не впереди скб с разрешением вопроса о хозяйственном устроении безземельных

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Этно-путеводитель автора Этногенез Литературный проект

ПОСЛЕДНИЙ ИНКА Если Монтесума погиб исключительно благодаря своей нерешительности и набожности, то кончина Атауальпы, тринадцатого Инки, правителя десятимиллионной империи Инков, под началом которого находилась четвертьмиллионная армия, произошла по прямо

Из книги автора

Последний аргумент Прежде чем перейти к следующей теме, хочу изложить последний аргумент, который, возможно, будет самым убедительным.Дело в том, что одна фаза возбуждения легко подменяет другую, именно поэтому у молодых пар ситуация С С зачастую заканчивается бурным

Из книги автора

Последний лист (The Last Leaf)Из сборника рассказов «Горящий светильник» (1907)Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пневмонией. Вердикт

Из книги автора

Из книги автора

Рим-1. Последний Легат Год: 2011 Автор: Шимун Врочек Жанр: Фантастика Издательство: АСТ, Этногенез ISBN: SBN 978-5-904454-45-6, 978-5-17-075162-4 Кол-во страниц: 288 Описание: 9 год н. э. Иисус Христос уже родился, но о нем еще мало кто слышал… Римская империя раскинулась от Британии до Черного моря.

«31 спорный вопрос» русской истории:

басмачество как результат просчетов большевиков

К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым — усмирить национальные окраины.

Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением — басмачеством — продолжалась до 1930-х. Попытаемся понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом — закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) — это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м — Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) — протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году — именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Суд над басмачами в Душанбе
Фото: архив РИА Новости

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» — как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу — подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было — в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Двумя годами спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать — вплоть до расстрела.

Совещание басмачей в Таджикистане
Фото: архив РИА Новости

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения — часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

шариатский суд

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже — немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Итак вот он - Мультук! Кара-Мультук! Снайперская винтовка 18-го века!
Естественно дульнозарядная, естественно - на черном порохе, огромная пушка с фитильным замком. Точный год происхождения неизвестен, но это где-то вторая половина 18-го века - Афганистан либо Западный Тибет. Ствол - нарезной, кованный (их ковали, спирально оборачивая полосу раскаленного железа вокруг оправки с профилем нарезов), 50-го калибра (12,7мм), длина ствола - 110см, общая длина карамультука - 160см.

карамультук

Вообще само название в переводе на русский, обозначает "кара -черное мультук - ружье", видимо отталкиваясь от черного пороха, который там применялся. Кроме нарезного ствола, этот снайперский агрегат уже имел регулируемый на три позиции прицел и сошки, в походном положении, складывающиеся назад, при раскладывании вперед - играют роль двойного штыка или рогатины (сошки оббиты снизу металлическими острыми конусами). Поразительно качество материалов и изготовления - ни ржавчины, ни раковин в металле нет, состояние ствола и полей нарезов - близкое к идеальному, дерево ложи - а это дуб, кроме пары механических повреждений, нигде не гнилое.

1903 А3 “ Спрингфельд “

Тактико-технические характеристики

Тип механизма

ручное перезаряжание, запирание поворотом затвора

Калибр, мм

Патрон

30-06 (7,62x63)

Длина, мм

Длина ствола, мм

Вес без прицела и патронов, кг

Емкость магазина, патронов

Начальная скорость пули (Vq), м/с

Темп стрельбы, выстр./мин

Нарезы/направление

Прицельная дальность стрельбы, м

Эффективная дальность стрельбы, м

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача — удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты — когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков — там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.

горная пушка басмачей

В 1924 году в Ташкенте издали «Сборник указаний по борьбе с басмачеством»; один из его авторов — советский военачальник Сергей Каменев, подавивший выступления басмачей в Фергане и Бухаре.

Сергей Сергеевич Каменев

В брошюре перечислялись войсковые приемы, которыми должны руководствоваться командиры красноармейцев: оккупация района, охваченного басмачеством, борьба летучими (маневренными) отрядами, истребительными отрядами и затем, как вспомогательный прием, прочесывание района и окружение банд противника.

«Басмачи хитры, — утверждал Каменев, — надо их перехитрить; басмачи находчивы и дерзки, подвижны и неутомимы — нам надо быть еще более находчивыми, дерзкими и подвижными, устраивать засады, внезапно появляться там, где нас не ожидают. Басмачи хорошо знакомы с местными условиями — и нам надо хорошо их изучить. Басмачи базируются на симпатии населения — надо нам завоевать симпатии. От красных командиров требуется творчество, находчивость и изобретательность, но отнюдь не шаблон».

Как пишет российский историк Александр Андреев в своей книге «Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши», первый смотр басмаческих отрядов прошел в январе 1918-го в Коканде, когда Туркестанская автономия еще не была разгромлена большевиками. Во время этого смотра установили воинские звания: десятком командовал унбаши, сотней — юзбаши, отрядами — курбаши, военным районом — ляшкар-баши, военным округом — эмир ляшкар-баши. Унбаши на правой стороне груди имел два красных круга — один в другом, у юзбаши на правой стороне груди располагался круг с крестом посередине и два полумесяца на правом рукаве выше локтя. Впрочем, после того как басмаческое движение приобрело массовый характер, а основную массу бойцов составили простые крестьяне, все эти знаки отличия оказались невостребованными.

Главари басмачей

Советская власть пришла в Среднюю Азию в ноябре 1917-го, когда в Ташкенте произошло восстание большевиков и эсеров, сместившее представителей Временного правительства. Уже к концу того же года Советы захватили власть на большей части Туркестанского генерал-губернаторства. В апреле 1918-го Туркестан объявили Советской республикой, признав суверенитет Бухары и Хивы.

Ибрагим-бек
Фото: архив РИА Новости

При этом в ноябре 1917 года, когда в Ташкенте проходил III съезд Советов Туркестанского края, движение «Шуро-и-Исламия» собрало в Коканде IV Чрезвычайный краевой общемусульманский съезд, на котором была провозглашена Туркестанская (Кокандская) автономия со своим временным правительством (в него вошли узбеки, казахи, татары и один еврей) и парламентом — его созыв назначили на март 1918-го. Планировалось, что две трети мест в этом органе получат местные депутаты, представляющие мусульманское население, и треть — немусульмане. Для защиты автономии была создана своя милиция, командиром которой стал Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев — впоследствии известный по кличке Кичик Эргаш (маленький Эргаш).

Обосновавшиеся в Ташкенте большевики в январе 1918 года потребовали от руководства автономии признать власть Советов; получив отказ, они стали стягивать к Коканду войска. К началу боев в городе власть в автономии захватил Эргаш, разогнавший правительство и арестовавший часть министров. Правда, его отряды не смогли противостоять большевикам. Заняв город, советские части немедленно принялись грабить местных жителей. На мирной конференции 21 февраля было подписано соглашение, по которому все население Туркестана признавало власть краевого Совета народных комиссаров. Большевики получили в свое распоряжение всю территорию края, за исключением земель Хивы и Бухары.

Поскольку покинувшие Коканд отряды Эргаша и стали, по сути, первыми басмачами, в 1918-1919 годах (то есть до того, как советская власть была установлена в Хиве и Бухаре) главным центром басмачества оказалась Ферганская долина. Регион перевели на военное положение, а в феврале 1919-го здесь был создан специальный Ферганский фронт.

Басмачи в Восточной Бухаре
Фото: архив РИА Новости

Одним из лидеров ферганских басмачей оказался бывший участник Среднеазиатского восстания 1916 года Мадамин-бек, под командованием которого в некоторые периоды набиралось до 30 тысяч сабель. Сразу после революции Мадамин-бек возглавил отряд советской милиции, который в полном составе и увел к маленькому Эргашу. В дальнейшем он стал почти полновластным хозяином Ферганской долины и постоянно конфликтовал как с Эргашем, так и с частями так называемой Крестьянской армии, которую учредили местные русские поселенцы, чтобы защищаться от бандитов всех мастей.

В 1919 году Мадамин-бек возглавил Временное Ферганское правительство, куда вошли и его оппоненты — Эргаш и командующий Крестьянской армией Константин Монстров. После разгрома ферганских войск частями Красной армии Мадамин-бек пошел на сотрудничество с большевиками, часть его армии влилась в ряды победителей, а сам курбаши в марте 1920-го вместе с Михаилом Фрунзе принимал парад красноармейцев и так называемых «красных басмачей».

При попытке склонить на сторону Советов других вождей басмачества Мадамин-бек был убит.

Другим видным лидером басмаческого движения на его первом этапе был Джунаид-хан — представитель туркменского племени йомуд. Еще до начала Первой мировой войны он занимался тем, что грабил караваны в Каракумах и вел постоянную борьбу с хивинским ханом. Перед Октябрьской революцией Джунаид-хан занял в ханстве солидное положение, впоследствии возглавив его армию. Осенью 1918-го, ликвидировав ряд туркменских вождей, Джунаид-хан совершил переворот и, возведя на престол малолетнего Саид Абдуллу-хана, фактически захватил верховную власть в Хиве.

Весь последующий год Джунаид-хан с переменным успехом совершал набеги на территории, контролируемые советами. Он устанавливал контакты с лидерами белогвардейского движения в Туркменистане, а также с адмиралом Колчаком, который прислал басмачам на подмогу казачью сотню, несколько тысяч винтовок и миллион патронов. В ноябре 1919 года в ханстве началось восстание младохивинцев — сторонников реформ, которые выступали с либеральных позиций еще с 1910-го. Левое крыло этого движения объединилось в Хорезмскую коммунистическую партию. На помощь восставшим выдвинулись части Красной армии, и к концу февраля 1920 года Советы установили полный контроль над территорией ханства — на его месте образовалась народная советская республика.

Дехкане записываются в добровольческий отряд по борьбе с басмачами
Фото: архив РИА Новости

После разгрома ханства Джунаид-хан бежал в Каракумы, а впоследствии перебрался в Персию, которую использовал как новый плацдарм для вторжения в пределы советской территории. Его отряды совершали набеги в Туркестан в 1922, 1923, 1927, 1929 и 1931 годах. В 1924-м Джунаид-хану удалось даже осадить Хиву, а в 1927-м его бойцы добились редкого для басмачей свершения — они сбили советский самолет.

Скончался Джунаид-хан в 1938 году; с его смертью, как отмечают исследователи, басмачество окончательно приобрело грабительско-контрабандный характер.

Джунаид-хан

В начале 1920-х особого размаха басмачество достигло на территориях, ранее подконтрольных Бухарскому эмирату. Последний эмир, Сайид Алим-хан, старался придерживаться строгого нейтралитета и отказывал басмачам в помощи, пока большевики не тревожили его владения. Однако в 1920 году Красная армия вторглась в эмират и провозгласила советскую власть. Эмир удалился в Афганистан и оттуда всячески поддерживал антисоветские выступления, которые в Бухаре возглавил курбаши Ибрагим-бек.

Сайид Алим-хан

До 1931 года он вел борьбу с советской властью, пока при очередной попытке вторгнуться в СССР с территории Афганистана не был взят в плен — и после непродолжительного суда расстрелян. К тому моменту численность бойцов в отрядах Ибрагим-бека все еще составляла не менее двух тысяч человек. В послужном списке этого курбаши значится множество успешных диверсий против советской власти, захват кишлаков, расстрел партийных активистов. Одно время Ибрагим-бек планировал создать в северном Афганистане собственное исламское государство во главе с изгнанным из Бухары эмиром, а в 1930-м он входил в число инициаторов массового вторжения басмаческих отрядов в СССР, которое, однако, было сорвано советскими пограничниками.

Деятельность Ибрагим-бека в начале 1920-х годов была тесно связана с присутствием в Средней Азии Энвера-паши — османского подданного, младотурка и одного из идеологов пантюркизма. До того как попасть к басмачам, Энвер-паша сотрудничал с советской властью и активно продвигал идею слияния большевизма и ислама. Прибыв в 1921 году в Бухару в качестве советского эмиссара, Энвер-паша вместе с группой сопровождавших его турецких офицеров практически сразу перебежал к басмачам и изъявил желание служить бухарскому эмиру, который к тому моменту уже лишился власти.

Кадр из фильма «Седьмая пуля»
Фото: архив РИА Новости

Наибольших успехов Энвер-паша как один из лидеров басмачей достиг в 1922 году, когда эмир Сейид Алим-хан признал его главнокомандующим всеми отрядами повстанцев Бухары и Хивы. Отряды Энвер-паши тогда заняли Душанбе, а потом и практически всю восточную часть бывшего эмирата. Энвер-паша отказывался от переговоров с большевиками и требовал полного вывода советских войск из Туркестана. В планы этого человека, называвшего себя прямым потомком пророка Мухаммеда, входило создание в Средней Азии исламского халифата — он заменил бы Энвер-паше родную Турцию, где в то время всю полноту власти прибрал к рукам Кемаль Ататюрк — его непримиримый противник.

Энвер-паша

В 1922 году на волне военных успехов Энвер-паша перессорился с другими лидерами басмачей и, в первую очередь, с Ибрагим-беком, которого какое-то время даже держал под арестом. В результате этих склок единая армия паши развалилась, а сам он вынужден был отступить в горы. В августе того же года во время одной из стычек с частями Красной армии на территории нынешнего Таджикистана Энвер-паша был убит.

В советской историографии Энвер-паша представлялся едва ли не как агент британского империализма в Средней Азии, что кажется сомнительным — хотя бы потому, что паша был англофобом и ориентировался, как и многие другие турецкие политики, прежде всего на Германию.

Помимо крупных отрядов басмачей в Средней Азии на протяжении всех 1920-х и 1930-х годов действовало множество мелких банд, которые со временем полностью маргинализировались и передислоцировались на территорию соседних Ирана, Китая и Афганистана, откуда совершали набеги на территорию СССР. Часто — исключительно с контрабандными целями. В связи с этим вся тяжесть борьбы с басмачами легла на погранвойска. Только за период 1931-1940 годов бойцы Пянджского пограничного отряда ликвидировали 41 банду, убили и взяли в плен 1288 басмачей и контрабандистов.

Иван Георгиевич Поскребко

В 1931 году басмаческая банда Абды-хана бесчинствовала в пограничных селениях Туркмении. Вскоре к Абды-хану присоединился Мамед-Али, и в басмаческой шайке стало до двухсот хорошо вооруженных всадников.

Ликвидация банды была поручена группе пограничников во главе с помощником коменданта коммунистом Иваном Георгиевичем Поскребко. К группе командира-украинца присоединились местные джигиты с проводником-туркменом, называвшим себя русским именем Андрюша.

Трое суток в условиях беспощадной жары и песчаных ветров двигался отряд Поскребко навстречу банде, чтобы преградить ей путь к колодцу Досуюк.

колодец в пустыне

Наступило 15 сентября. Наблюдатель с высокой сопки подал сигнал: «Внимание! Вижу банду…» Из-за сопки показалась группа всадников. Первый залп пограничников смешал ряды бандитов, но не остановил их. Они ринулись на развалины, где занял позицию отряд. Поскребко повел бойцов и джигитов в атаку. Пулемет и клинки пограничников сделали свое дело. Но это были лишь незначительная часть банды. Жажда гнала к колодцу и остальных басмачей. В сумерках на горизонте показалось больше сотни всадников. Силы были неравны. Поскребко понимал, что отряд может выручить только внезапная атака. Неожиданный удар рассеял басмачей, однако они поняли, что пограничников немного, и, укрывшись за грядой песчаных холмов, открыли сильный огонь. Близилась ночь, бандиты могли, уйти в темноте. И Поскребко вновь повел бойцов в атаку.

Жестокой была схватка. Немало басмачей полегли от пограничных клинков, но попал под вражеский удар джигит Андрюша, затаившийся в кустах басмач в упор выстрелил в Ивана Поскребко… Подкрепление подошло, когда большая часть банды была уже разгромлена. В 1932 году имя И. Г. Поскребко присвоено одной из пограничных застав.

подвиг Ивана Георгиевича Поскребко

Считается, что последние басмачи совершали нападения на советскую территорию уже с подачи агентов абвера, которые активизировались в Центральной Азии с началом Великой Отечественной войны. Так, в сентябре 1941-го на участке Муграбского погранотряда произошло несколько столкновений, в ходе которых убили пятерых пограничников и политрука. Потери бандитов составили 64 человека.

В итоге

Безвозвратные потери Красной армии, понесенные в борьбе с басмачами в период с 1922-го по 1931-й год, оценивают более чем в 600 человек. Если приплюсовать к этому убитых во время Гражданской войны, то общее число может составить полторы-две тысячи человек. Потери среди басмачей и мирного населения с трудом поддаются общему учету, хотя, например, только с 1 мая 1924-го по 1 декабря 1925-го ликвидировали 2104 участника повстанческих формирований, а с 20 марта по 2 июня 1931-го басмачи потеряли убитыми 1224 человека (при 106 погибших красноармейцев).

Несмотря на эти довольно скромные по меркам Гражданской войны жертвы, история борьбы с басмачеством превратилась в одну из советских легенд. Она, в частности, стала одной из излюбленных тем отечественных кинематографистов, породив целый жанр — «истерн». Самые значительные его ленты — «Джульбарс» (1936), «Красные пески» (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (1972), «Седьмая пуля» (1972). Воюют с басмачами главные герои культового советского фильма «Офицеры» 1971 года, вокруг становления советской власти в Средней Азии разворачивается и действие всем известного «Белого солнца пустыни».

Сейчас в республиках Средней Азии осторожно переосмысляют движение басмачей, предполагая, что оно все-таки было, прежде всего, освободительным. При всех плюсах и минусах такого подхода нельзя не согласиться с тем, что по сути своей басмачество было партизанским движением, появившимся как реакция на просчеты и перегибы национальной политики большевиков. В этом Советы принципиально отличались от царских властей, все-таки учитывавших специфику региона.

ордена среднеазиатских советских республик

скульптурная композиция “ Басмачи “

Петр Бологов

«Лента.ру» продолжает изучать «спорные вопросы», сформулированные экспертами, готовящими «единый учебник» по русской истории. Тема №19 посвящена «характеру национальной политики большевиков и ее оценке». К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым - усмирить национальные окраины. Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением - басмачеством - продолжалась до 1930-х. «Лента.ру» попыталась понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом - закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) - это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Население Туркестанского края к 1917 году превышало 11 миллионов человек, при этом в городах жили только 14 процентов из них. Более 90 процентов жителей региона исповедовали ислам. Уровень грамотности в Туркестане колебался в районе двух-трех процентов, в то время как, например, в Центральной России он составлял около 35 процентов. Часть населения вела полукочевой образ жизни - максимально традиционный и несовременный. Национальное самосознание также было чрезвычайно низким - многие местные народности еще не успели сформироваться в нации.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м - Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) - протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году - именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» - как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу - подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было - в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать - вплоть до расстрела.

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения - часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже - немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача - удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты - когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков - там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.

Чтобы понять, насколько опасными для советской власти были басмачи, достаточно одного примера. В конце 1922 г. басмачи под командованием Селим-паши окружили Куляб, где располагался гарнизон РККА. Далее слово официальной истории Туркестанского округа: «В январе 1923 г, они сделали подкоп, подложили мину и взорвали стену крепости. В образовавшуюся брешь устремились атакующие. Судьбу гарнизона решали минуты. Однако защитники крепости не дрогнули. Они обрушили на врага шквальный огонь пулеметов и винтовок. В течение трех часов шел рукопашный бой у пролома крепостной стены. Потеряв более трехсот человек, басмачи отошли, а 11 января, с подходом отряда 7-го стрелкового полка, сняли осаду города ». Остается только добавить, что спустя несколько месяцев Селим-паша благополучно увел своих людей в Афганистан.

Еще через полгода в Бухарскую республику из Персии вместе со своими сторонниками переправился Джунаид-хан и осадил Хиву. Авантюра не удалась, и после кровопролитных боев басмачи бывшего хивинского хана были вынуждены вернуться в Иран. В Ташкенте поспешили объявить, что «басмачество уничтожено совершенно как политическая сила», и ровно через месяц после этого заявления эскадрон РККА попал в засаду и понес тяжелые потери.

В 1924 году в составе Туркестанского фронта Красной армии были созданы национальные узбекские, таджикские, туркменские, киргизские и казахские воинские части. Также новые власти разрешили формировать в лояльных кишлаках племенное ополчение – отряды «краснопалочников». В отличие от царского правительства, большевики не побоялись вооружить местное население. Новые национальные части были переброшены в горы Таджикистана, где закрепились басмачи Ибрагим-бека. В середине 1926 г. этот район был свят под контроль Красной Армии, а Ибрагим-бек, преданный своими соплеменниками, бежал в Афганистан. После этого вдоль всех границы центрельноазиатских советских республик с Афганистаном и Ираном были выставлены погранзаставы. Отныне борьба с басмачами передавалась в ведение ОГПУ, а Туркестанский фронт преобразовывался в Среднеазиатский военный округ. Однако выставление погранотрядов не смогло в корне переломить ситуацию. Впоследствии при переходе крупными отрядами басмачей границы несколько погранзастав были полностью вырезаны.

Сразу после утверждения советской власти в регионе началась аграрная реформа. В Центральной Азии дехкане получали во владение бывшие ханские и частные земли. К началу 1926 г. в Узбекистане были конфискованы и переделены все земельные владения, площадь которых превышала 55 га. Одновременно в Казахстан широким потоком хлынули колонисты, которые расселялись на землях, ранее использовавшихся местным населением под пастбища. В Казахстане в рамках политики «Малого Октября» начались попытки принудить казахов к оседлому образу жизни.

Начиная с 1925 г. большевики развернули наступление на ислам, нанеся удар по вакуфам – землям, обеспечивавшим средства для содержания мечетей и медресе. К 1930 г. вакуфное землевладение, а вместе с ним и экономическая основа существования исламского духовенства в Туркестане было ликвидировано. В 1926 – 1928 гг. в СССР были запрещены полигамия, калым и ношение паранджи. Правительство объявило ничтожными правовые нормы адаты и шариата, введя на всей территории страны единое уголовное и гражданское законодательство. Все это сопровождалось атеистической пропагандой и массовым созданием светских школ с преподаванием на местном и русском языках. Спешно формируемые на основе местных диалектов языки мусульманских народов СССР переводились с арабского письма на латиницу. Подобные мероприятия не могли не вызвать недовольство местного населения и последней каплей стала коллективизация.

Наиболее сильно от принудительной коллективизации сельского хозяйства в регионе пострадал Казахстан. В результате массового вывоза зерна государством и забоя скота местными жителями в республики начался голод. Уже осенью 1929 г. в Казахстане произошло три крупных выступления, которые были подавлены войсками ОГПУ. В сентябре поднялись каракалпаки, которые обратились к находящемуся в эмиграции в Иране Джунаид-хану с просьбой принять их в свое подданство. В феврале следующего года восстал Созакский район Сырдарьинского округа. Пол лозунгом «Да здравствует ханская власть!» повстанцы захватили город Созак. Несмотря на то, что вскоре ОГПУ удалось отбить город, восстание быстро распространялось по республике. На Северо-западе Казахстана сопротивление приняло особо ожесточенный характер. Восставшие смогли отбить атаки брошенной против них армейской кавалерийской дивизии, установили связь с басмачами Ибрагим-бека и ушли в Каракумы. После нескольких безрезультатных попыток выбить казахов из пустыни, большевики выманили повстанцев обманов. Представители ОГПУ подписали с казахами мирное соглашение, но, как только восставшие сложили оружие, их лидеры были арестованы, а остальные переселены в колхозы.

Тем временем в республике начался страшный голод. Когда казахам стала ясна бесплодность вооруженной борьбы, они стали сниматься с мест и откочевывать в соседние регионы. На протяжении 1931 – 1932 гг. Казахстан покинуло более миллиона человек, т.е. половина населения республики, причем 200 тысяч откочевали в Китай, Афганистан или Иран.

В Центральной Азии коллективизация вызвала новый всплеск басмаческого движения, которое и без этого не затихало ни на минуту. Проводимая большевиками земельно-водная реформа настолько накалила ситуацию в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении, что находившиеся в Афганистане и Иране лидеры басмачей смогли развернуть крупномасштабные боевые действия.

В начале 1929 г. Джунаид-хан, по-прежнему считавший себя законным правителем Хивы, перебрался из Ирана в Афганистан и вместе со своим сторонниками расположился в окрестностях Герата. Спустя несколько месяцев, когда отряды Джунаид-хана начали проникать в Туркмению, в Афганистане активизировался Ибрагим-бек. Он отверг предложение бывшего правителя Хивы о союзе, решив самостоятельно восстановить Бухарское ханство и посадить на престол бывшего эмира Алим-хана. Одной из главных причин этого стало преобразование большевиками Таджикистана в полноправную союзную республику.

Однако новый правитель Афганистана Бачаи-Сакао потребовал от Ибрагим-бека сложить оружие. Покинутый большинством своих афганских сторонников, он вынужден был воевать на два фронта, с афганцами и вторгнувшимися в страну частями РККА. В результате афганцы вытеснили Ибрагим-бека на территорию СССР, где в тяжелых боях с Красной Армией он потерял всех своих людей и весной 1931 г. был убит.

Дела Джунаид-хана складывались куда более удачно. С начала 1930 г. его отряды постоянно проникали на территорию СССР, нападая на гарнизоны и прикрывая отход местных жителей в Афганистан. В апреле 1931 г. сторонники Джунаид-хана перешли граничу и расположились в песках Какакума. Сам хан перебрался в Иран, поскольку правительство Афганистана, не желая потерять свои северные провинции, объявило басмачам войну.

В июне у колодца Чагыл в каракумских песках басмачи собрались на съезд племен и создали правительство, которое возглавило борьбу с большевиками в Туркмении. Только спустя три месяца в результате совместной операции армии и войск ОГПУ с использованием бронетехники колодец Чагыл был взят. Боевые действия в песках продолжались до конца 1933 г., когда Москва смогла официально заявить, что басмачество в Средней Азии разгромлено. Однако это заявление было пустой декларацией. Вплоть до смерти Джунаид-хана в 1938 г. отряды басмачи переходили границу и вели бой с пограничниками и милицией.



Понравилась статья? Поделитесь ей